1 этап Суперсерии кубка VW Polo и Формулы Русь г.Санкт-Петербург, Невское Кольцо 25-26 мая 2002 г.
Суперсерия: пакт о ненападении между Русью и Германией?
"26 мая... Станная дата для старта Суперсерии. Логичнее было бы дать ей старт на неделю раньше 19 числа в день рождения пионерской организации - так символичнее...", - с такими ветреными мыслями я отправлялся в город на Неве. Но увиденное в день соревнований невольно заставило мобилизовать работу мозга, потому что стало понятно - отработать гонку придется по полной программе. Любой другой "ответ" организаторам за предоставленный на трассе комфорт и замечательное зрелище не был возможен.
Во-первых, стоит поблагодарить команды "АККС Моторспорт" и "Спорт-Гараж" за вывоз журналистов на этап в Санкт-Петербург, благодаря чему соревнования получили широкую огласку, а они стоят того. Благодаря именно этим двум гоночным организациям уик-энд вышел настолько красивым и даже праздничным. А во-вторых, стоило бы отметить и печальный факт, связанный с запланированными на этот же день на "Невском кольце" открывающими этапами первенства России "Ока-Юниор" и кубка России в классе "Волга". И "Оки" и "Волги" в своем роде уникальны - их эффектная езда и борьба одинаково красиво смотрится на грунте, снегу и на асфальте, но хозяева этих гоночных агрегатов не обладают толстым кошельком. Однако именно такой надо иметь, чтобы заплатить владельцам трассы за возможность провести гонки. В общем, ни "Волги", ни "Ока-Юниор" не состоялись. А жаль... Зрителям и участникам 1-го этапа "Суперсерии" повезло - к приезду президентов сверхдержав погода наладилась и ясное солнечное небо ничуть не напоминало о граде, традиционно встретившим старт чемпионата России неделю назад. Будем надеяться, что это хороший знак на будущее. Вообще же, пока оно именно таким и представляется - этот вывод можно было сделать уже после успешного уик-энда. Стоп... Теперь обо всем по порядку.
Так о чем мы говорим?
"Суперсерия" - это своеобразный союз двух соревнований. Отныне и до конца сезона (а скорее всего и в дальнейшем) этапы "Суперсерии" объединяют гонки кубка "Volkswagen Polo" и такой долгожданной "Формулы Русь". О последней будет рассказано чуть позже, а пока отмечу новые изменения в правилах кубка "VW Polo", которые явно призваны вызвать к серии дополнительный интерес. Так внимание потенциальных участников было привлечено запретом на выступления гонщиков отметившихся в чемпионате России по автомобильным кольцевым гонкам, а вот зрители, безусловно, будут заинтересованы новой системой заездов: отныне один длинный заезд разбит на два коротких, причем старт второго заезда дается в порядке, обратном финишу первого. Это подразумевает большое количество обгонов и острую борьбу по ходу кубка.
Ну, а "Формула Русь" была, пожалуй, гвоздем программы. Именно ее мы все ждали вот уже два года. Дождались. Тяжело было ждать, долго? То-то! А теперь представьте сколько средств и сил пришлось потратить самим разработчикам первой конвеерной формулы России. Двухлетняя разработка первой российской моноформулы прошла шесть поколений прототипов, которые постоянно проходили тесты и испытания, модификации. Кроме того, каждая последующая эволюция проектировалась чуть ли не с нуля. Итогом этой по истине тяжелой работы стали тесты шасси 20 апреля на подмосковной трассе "Мячково-Московское кольцо", в котором приняли участие такие известные гонщики как Виктор Маслов, Алексей Васильев, Николай Фоменко, Роман Шестаков и Александр Тюрюмин. Все они рассыпались в комплементах новому шасси, а Николай даже позволил такое смелое заявление, что "Формулу-1600 теперь вообще можно забыть"...
Забыть-то "Формулу-1600" может и можно, но нужно ли? Фирма "АККС" хоть и изготовляет по 2 шасси в неделю, но пока не может снабдить автомобилями "Формула Русь" всех желающих. Да и ранее заявленная стоимость в 20.000 американских денег уже явно стала выше из-за значительного перерасхода на затянувшуюся разработку моноформулы. Ввиду вышеотмеченного, организаторы решили отказаться от высказываний августа 2000 года о том, что машину можно как купить, так и взять в аренду на гонку. В этом сезоне возможна только аренда. Сказать более точно: за $5.500 гонщику достаточно только приехать на гоночный уик-энд со своей экипировкой и в указанное время садится за руль болида, чтобы проехать тренировку, квалификацию, гонку. В автомобиле абсолютно ничего нельзя менять (принцип моноформулы). Но по началу трудно было понять: почему нельзя регулировать даже настройки (кроме, разве что, тормозного баланса)? Разгадка этого вопроса оказалась достаточно проста на финальной пресс-конфернеции, когда сами гонщики заявили о плюсе мононастройки. Дело как раз именно в разных задачах "Формулы Русь" и упомянутой выше "Формулы-1600". "Формула Русь" создается не как соревнование профессионалов, где в борьбе за тысячные доли секунды создаются команды, изготовляются хлипкие, но "быстрые" узлы и агрегаты, крутятся настройки, тратится куча денег и... техника умирает перед самым стартом. "Формула Русь" - это прежде всего школа вождения автомобиля с открытыми колесами, школа гонщиков, рассчитывающих попасть в гонки профессионалов. И пока только она при абсолютном равенстве техники может дать такой шанс - здесь выигрывают самые быстрые гонщики. Так что забывать "Формулу-1600" нам не придется еще долгое время. А может фирма "АККС" на это имеет свое мнение? Там или иначе, но Юрий Ким заметил на брифинге, что изготовление "Формулы Русь" не является основной целью "АККС". Главная цель - это наладка базы для конвейерного производства техники будущих проектов фирмы... Вот и думай что хочешь!
Сами заезды начались в пятницу - участникам "Формулы Русь" была дана возможность попробовать новую технику на новой для себя трассе. И, весь удлиненный уик-энд, дебютировавшая техника продержалась "на ура". Лишь один раз произошла неприятность, когда у атаковавшего все три дня Александра Тюрюмина из-за "забившегося" радиатора "встал" двигатель на последней тренировке перед гонкой. Но и тут команда "АККС Моторспорт" показала профессионализм, реанимировав болид всего за час.
Поехали!
Основная масса журналистов прибыла на трассу в воскресенье. Пока команда "АККС Моторспорт" заканчивала установку своего шикарного паддок-клуба, представители прессы и гости команд не без интереса рассматривали результаты квалификаций на стенде пресс-центра. Самый интересный комментарий достался опять "Формуле Русь" от Алексея Васильева: "здесь что, филиал "Десяти дюймов"?" В самом деле, завсегдатаи известного московского картинг-центра не могли не заметить все те же имена-фамилии. Быстрейшими в обоих квалификационных заездах оказались Александр Тюрюмин и Роман Шестаков, на голову разбив всех соперников. Остальные гонщики откатали стабильно и с большими разрывами друг от друга. Различия в двух стартовых решетках были лишь на 6-7 местах, за которые боролись Павел Некрасов и Михаил Засадыч.
Что до результатов квалификации кубка Volkswagen Polo, то, после ухода профессионалов, они оказались довольно предсказуемы - впереди оказались опытные и хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом сезоне Максим Травин (первый), Владимир Чарчиян (третий) и Михаил Степанов (четвертый). Кто второй? Хороший вопрос! Им стал дебютант Александр Матт, лишь на 7 сотых секунды опередивший Владимира Чарчияна. Кем конкретно является это открытие этапа, пока сказать сложно. Но придется потом, если Александр снова покажет опытным "половцам" свою скорость... Что до прочих дебютантов, то ими стали также хорошо выступивший новобранец команды "МТС Эй-Си Рейсинг" Владимир Нечаев, студент Иван Богомолов, Владимир и Андрей Лабазовы, Евгений Зеленов и автослесарь Андрей Доронин, а также женский голос "Формулы-1" Оксана Косаченко.
Super Racing Week End
Никакой опечатки - настала пора рассказать о том, что происходило в последний день соревнований. Гонки и в самом деле оказались "супер". Во многом благодаря нововведению в российском автоспорте - разбивке одного большое заезда (требуемого правилами РАФ) на два маленьких, что, естественно, существенно добавило динамики происходящему действу. Еще одно нововведение не могло не обратить на себя внимание: старты заезда новоиспеченной "Формулы" давались с ходу...
В гонке "Формулы Русь", шибко большой динамики не было - в первом же заезде разнокалиберные гонщики довольно быстро растянулись по трассе. Исключение составила только лидирующая связка Тюрюмин-Шестаков. Александр отрывался от соперника, но очень медленно. Так продолжалось до предпоследнего круга... На брифинге, посвященном старту "Формулы Русь" меня дернуло задать вопрос, ответ на который был и так очевиден. Этот вопрос касался количества комплектов шин на 1 гонщика на 1 этап. Естественно, весь этап пилоты шли на одном комплекте шин и, видимо, это и не учел Тюрюмин. Пытаясь выжать максимум из своей машины Александр проходил поворот, как обычно, но вдруг его закрутило и мотор заглох. Пока он выбирался обратно на трассу, мимо проехал Роман Шестаков, через круг закончивший заезд победителем. А Александру досталось второе место и наука о том, что "шины - вот на чем выигрываются гонки". Ну нельзя атаковать на одном комплекте на тренировках, квалификациях и гонках.
Второй заезд "Формулы Русь" пошел явно повеселее. Все началось, как водится, со старта, который был "смазан" Александром Тюрюминым, Романом Шестаковым и нелогичными действиями судейской бригады. Александр слишком активно принял старт и пролетел прямую "старт-финиш" раньше зеленого сигнала светофора - фальстарт! Несмотря на все это Роман тоже взвинтил темп и атаковал Тюрюмина, который даже не думал сопротивляться - увидев желтые флаги и оценив свой проступок, он сбросил темп. Теперь, получается, и Шестаков нарушил правила! Судьи срочно выпускают "сефети-кар", для формирования нового старта и... тут же загоняют его обратно, однако таблички "SC" продолжают держать! Окончательно усложнили ситуацию лидеры: Тюрюмин понял, что должен занять место впереди Шестакова и погнался за ним, в то время как Роман продолжал ехать быстро. Нового формирования стартовой решетки не получалось - лидеров не могли догнать остальные...
Через два круга после старта был дан новый. И тут же произошел первый сход: Александр Воробьев слишком сильно атаковал поребрик и сломал заднюю полуось. Александр Тюрюмин снова выиграл старт и на этот раз довел гонку до победы, опять с небольшим преимуществом над Романом Шестаковым. Третьим закончил гонку Эдуард Клышейко, удержавший-таки позади себя Тараса Комышного - менее секунды. Пилоты весь заезд боролись между собой, но, увы, не устроили ни одного обгона.
Обгонов изволите? Ну тогда добро пожаловать на заезды "VW Polo"! Статистов в этих гонках нет - абсолютно все, без всяких преувеличений, являются главными героями. Только делятся они на быстрых и очень быстрых. Самыми быстрыми в итоге оказались Максим Травин и Владимир Чарчиян. Остальные гонщики тоже продемонстрировали если не потрясающие скоростные качества, то уж умения обгонять и оборонятся - в полной мере. Первый заезд прошел достаточно ровно и предсказуемо. Но это не значит, что смотреть было не на что. Еще как было! Борьбы за победу не получилось, зато ее было предостаточно на всех остальных фронтах. Писать о ходе борьбы не имеет смысла, так как для этого придется исписать не один лист, а представление о гонке получится довольно смутное. Именно потому, что гонки кубка "VW Polo" с новыми правилами стали буквально неописуемыми. Однако героев заезда все же стоит отметить. До поломки очень сильно ехал Александр Матт, отлично держал темп опытных гонщиков Владимир Нечаев, перемещался вверх-вниз по таблице Владимир Лабазов, удивил своим напором Иван Богомолов. Всю гонку держался в середине разрекламированный прошлогодний завсегдатай последних рядов Дмитрий Певцов. И не круга без обгона. Вот это да!
Если итог первого заезда все расставляет по своим местам, то второй переворачивает все вверх дном. Только самые быстрые и умелые могут подтвердить во втором заезде, что не зря оказались в лидерах на первом. Первое, что бросилось в глаза после второго старта на первом круге - это откатившаяся на последнее место Оксана Косаченко, уверенно завоевавшая поул-позишн в предыдущей гонке. Второе - вырвавшийся в лидеры Сергей Белкин и решительно никого не пускающий вперед. Еще пара кругов и его во всю прессингуют Владимир Лабазов и Дмитрий Певцов! Причем скорость всех троих была довольно высокой, гонщики шли плотно, но атаковали друг друга не так активно, как этого хотелось. В это же время чудеса атак во всех поворотах и по любым траекториям демонстрировали активно прорывающиеся наверх Владимир Чарчиян и Максим Травин. Атак хватало в борьбе и за другие позиции, причем довольно успешных - каждый круг сопровождался фейерверком обгонов. К тому моменту когда упорный Белкин все-таки уступил лидерство Михаилу Степанову, произошел неприятный эпизод с Максимом Травиным. В столкновении опыта истинного борца (тхе-квондо) и дерзости студента (третьего курса - берегитесь!) Ивана Богомолова победу одержал последний. Ошибка на входе в поворот Ивана пропустившего вперед соперника, оказалась выгодной, когда машину пришлось возвращать "на путь истинный". Удар по машине соперника и "Фольксваген Поло" Максима Травина падает на крышу! В итоге, заезд выиграл Михаил Степанов, вторым снова финишировал Владимир Чарчиян (они и возглавили кубок по итогам двух заездов), третьим - отлично прогрессирующий все эти дни Владимир Лабазов.
Путешествие из Петербурга в Москву
Возвращаясь домой, можно было более подробно проанализировать увиденное на трассе. Однозначный вывод, который напрашивается сам собой - на "Суперсерию" стоит ходить, смотреть, болеть. Зрители, далекие от автокросса, но любящие "кольцо" и соскучившиеся по обгонам - эти соревнования для вас. Кроме эмоционального удовлетворения, вы обязательно получите и визуальное. Разноцветные автомобили Volkswagen и формулы очень красивы! Кроме того, на следующий этап ожидается большее количество участников. Но отличное шоу - это видимая часть айсберга, холодного и опасного для кораблей. Для кого опасен этот айсберг вполне понятно. Есть мнение, что с развитием Суперсерии "Окам" и "Волгам" придется отступать в Тольятти и Нижний Новгород. А холод... Я не зря назвал "Суперсерию" "своеобразным" союзом. Почему именно так? Да потому что именно таким он и воспринимался "из паддока". Разобщенные пресс-центры двух соревнований, разобщенные награждения и пресс-конференции не могут не настораживать. Работая "внутри" ты оказываешься меж двух огней перед выбором между кубком и формулой. Были и другие случаи наталкивающие на определенные мысли, но они, как говорится "не для прессы". Другими словами, я не заметил взаимодействия между составляющими "Суперсерии". Это однозначный минус, который и натолкнул на такой странный заголовок. Надеюсь что в будущем ситуация улучшится.
Но кому нужно знать о том, что внутри и важно ли это для зрителя? Даже если "Суперсерия" в самом деле представляет собой айсберг, то он красив и по-своему прекрасен. А кто будет противится такому природному явлению, как гонки в равных условиях? Поэтому не будем строго судить новоиспеченную серию - у нее еще все впереди. Счастливого плавания тебе, "Суперсерия"! И пусть победит сильнейший!
Олег Кальщиков
Категория: Россия | Добавил: Oleg_Kalschikov (10.07.2008)
| Автор: Кальщиков Олег Иванович
Просмотров: 583
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]